Какими способами считают телевизионные рейтинги
Мировая практика показывает, что на рынок TV-рекламы приходится около 20% средств рекламодателей. В Казахстане на эти цели каждый год тратится около $170 миллионов, большая часть их которых оседает в Астане. В США на рекламном ТВ-рынке ежегодно крутится около $70 миллиардов.
Телевизионный рейтинг и отношение к нему
Преимущества рекламы на телевидении очевидны: сочетание изображения и звука оказывают мощное чувственное воздействие на зрителей, целевая аудитория охватывается максимально широко. Но понятие рейтинга и его восприятие у каждой категории граждан свое:
- У телезрителей понятие рейтинга вызывает недоумение и раздражения.
- Телевизионщиков этот термин зомбирует - они гордятся высокими показателями, а от низких впадают в панику.
- Критики телевидения рейтинги ненавидят, считают, что они навязывают зрителям усредненные вкусы.
- Рекламодатели рассматривают рейтинги ТВ-программ как инструмент, который помогает выбрать оптимальные программы для размещения рекламных блоков.
Телевизионный рейтинг представляет собой средний показатель численности людей, посмотревших телепередачу. Выражается оно в процентном соотношении от общего числа исследуемой аудитории, в которую входит население крупных городов не моложе 4 лет. Когда речь идет о рейтинге, считается, что человек смотрел данную телепередачу, а не просто щелкал каналы подряд.
Рейтинг телепрограмм: вычисление
Возникает серьезный вопрос: как вычислить рейтинг программы в истинном виде, не обработанном в пользу какого-либо канала. Обычно компании рекламодатели обращаются к специализированным агентствам. В своей работе рекламщики применяют следующие способы подсчета рейтингов:
- заполнение анкеты;
- опрос по телефону;
- «дневник телезрителя»;
- электронный счетчик или TV-метр.
Самые точные данные получаются при использовании всех четырех методов в комплексе. Это позволяет понять, сколько людей просматривает программы на видеоэкране. Узнать, как менялась аудитория в течение всего времени, позволяет использование компьютерных программ. С их помощью замеряют рейтинг для любой целевой аудитории, на любом канале, для любого города каждые 5 минут.
Участие в выборке для подсчета рейтинга
Важным моментом остается вопрос подбора домохозяйств для участия в выборке. Процедура состоит из трех последовательных шагов:
- Отбор города или группы населенных пунктов.
- Определение конкретных территорий внутри городов.
- Непосредственный отбор домовладений.
Отбирают сведения о просмотре телеканалов двумя способами: ведение «дневника телезрителя» или электронным счетчиком «ТВ-метром». Основным недостатком этих методов считается привязка данных только к домашнему телевизору.
Современные реалии таковы, что большое количество народа смотрят ТВ-программы через компьютер. Старшее поколение летом выезжает на дачи и проводят досуг вдали от города. А молодежь любит смотреть спортивные программы на видеоэкранах для помещений в спортбарах. Все эти нюансы ТВ-метр не учитывает.
Телевизионный рейтинг: современные методы подсчета
Крупные рекламные агентства находятся в постоянном поиске усовершенствованных инструментов. Одна из идей – это создание прибора, размером с небольшую коробочку. Его респондент носит не снимая, а в это время современные технологии фиксируют все данные о просмотре телепрограмм или прослушивании радиоканалов дома или в общественных местах. Интересно, что данные прибор отслеживает с точностью до секунды.
Такая разработка визуально напоминает пейджер. Человек, действия которого фиксируют, постоянно носит данный прибор. Благодаря этому автоматически записываются данные о просмотре телепрограмм и прослушивании радиопередач как дома, так и вне дома, причем с точностью до секунды.
Телевизионщики любят шутить на данную тему так: что бы мы ни делали, а самый высокий рейтинг будет у президента при обращении к россиянам в новогоднюю ночь. И это легко объяснить – в новый год телевизоры работают во всех квартирах и домах. А новогоднее обращение лидера страны транслируют практически по всем каналам.